Перепланировка транспортной инфраструктуры

Одной из наиболее острых транспортно-градостроительных проблем столичных городов является перегруженность центральных районов транспортными и пассажирскими потоками, в связи с перепланировкой городских  улиц. Ежедневно в центр Токио прибывают 3,1 млн чел. (при численности населения города 12 млн чел.). В центральные районы Москвы ежедневно прибывают 3,9 млн чел. (при численности населения города 8,6 млн чел.). Значительная часть работающих и посетителей прибывает на легковых автомобилях.
Комплекс применяемых за рубежом мер по разгрузке центров ставит целью перепланировки транспортных потоков во всем городе, а не механическое ограничение их только в центральной зоне. Для этого используются общие градостроительные и специальные меры, которые направлены на перепланировку планировочной, транспортной, функциональной структур, передислокацию и перепрофилирование крупных объектов трудового тяготения, формирование городских центров в срединной и периферийной зонах города. Большой эффект достигается устройством кольцевых, касательных и петлевидных магистралей, проходящих по границам центральных районов города: такие «ринги» сформированы практически во всех столичных городах за рубежом; кроме того, применяются такие меры, как ликвидация сквозных проездов через центр города, устройство обходных магистралей на территории города.
Специальные меры по разгрузке центра от легкового транспорта направлены на то чтобы узаконить перепланировку специально отведенных зон в городе комплекса стоянок, перехватывающих и поглощающих потоки автомобилей, направляющихся в центр города из периферийных районов и из пригорода (этот принцип организации паркирования успешно применяют более чем в 75 городах 25 стран мира. В Москве также планируют внедрить эту систему).
В 90-е годы в сфере организации транспортных услуг выявляются следующие определяющие тенденции:

  1. активное проведение политики приоритета общественного транспорта в городах;
  2. стремление обеспечить максимальную координацию между видами транспорта (включая индивидуальный) и получить наибольший эффект от их совместного использования;
  3. перепланировка в лучшую сторону отношений между органами городского управления и городскими транспортными компаниями.